Перейти к:
Механизм стимулирования импортозамещения горного оборудования
https://doi.org/10.32454/0016-7762-2024-66-3-127-136
Аннотация
Введение. Актуальность статьи определяется современной внешнеполитической и экономической ситуациями в стране, что многократно актуализирует проблему по достижению технологического суверенитета и совершенствованию инвестиционного законодательства. В его состав входит и законодательство о специальном инвестиционном контракте (СПИК), являющемся одной из форм государственно-частного партнерства, которое приоритетно должно быть направлено на преодоление технологического разрыва и импортозависимости путем реализации поэтапного импортозамещения и инновационного развития российской угольной промышленности и отечественного горного машиностроения.
Цель: оценка возможностей использования специального инвестиционного контракта как механизма для стимулирования инвестиций и технологических инноваций в процессе импортозамещения зарубежного горного оборудования в условиях антироссийских санкций.
Материалы и методы. Исследование базировались на системном подходе, методах экспертных оценок, технологического форсайта, логического и сравнительного анализов, экономико-статистической обработки информации, включая ее табличную интерпретацию. Информационной базой исследования явились данные угольных компаний, АО «Росинформуголь», интернет-источники и публикации в открытой печати.
Результаты. Выполнены оценка уровня импортозависимости угольной промышленности России от использования зарубежного горного оборудования и оценка возможностей использования СПИК для стимулирования инвестиций и технологических инноваций в процессе импортозамещения зарубежного горного оборудования в условиях антироссийских санкций. Выявлены наиболее критичные в части зависимости от поставок импортного горного оборудования позиции и даны предложения по возможным площадкам для привлечения инвесторов через механизм СПИК для локализации основного технологического горного оборудования и комплектующих.
Заключение. Проведенная оценка возможности использования стимулирующих механизмов показала, что в процессе импортозамещения горно-шахтного оборудования наиболее эффективным будет использование СПИК. При этом следует отметить, что современная внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране сильно актуализирует проблему по совершенствованию инвестиционного законодательства, в состав которого входит и законодательство о СПИК, являющемся одной из форм государственно-частного партнерства, которое приоритетно должно быть направлено на преодоление технологического разрыва и импортозависимости путем реализации поэтапного импортозамещения и инновационного развития российской угольной промышленности и отечественного горного машиностроения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Грабский А.А., Рожков А.А. Механизм стимулирования импортозамещения горного оборудования. Proceedings of Higher Educational Establishments: Geology and Exploration. 2024;66(3):127-136. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2024-66-3-127-136
For citation:
Grabski A.A., Rozhkov A.A. Incentive mechanism for import substitution of mining equipment. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration. 2024;66(3):127-136. (In Russ.) https://doi.org/10.32454/0016-7762-2024-66-3-127-136
В Программе развития угольной промышленности России на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. № 1582-р) предусмотрено, что в условиях высокой зависимости от импортного технологического оборудования и связанных с ней рисков для поддержания необходимой конкурентоспособности угольных компаний требуется стимулирование производителей и потребителей в локализации производства на территории Российской Федерации иностранного технологического оборудования, обеспечивающего высокие нагрузки и безопасные условия ведения горных работ, включая использование такой формы государственно-частного партнерства, как специальный инвестиционный контракт [5]. СПИК — это инструмент промышленной политики государства, нацеленный на привлечение частных инвестиций с предоставлением со стороны государства неких преференций, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и при реализации политики импортозамещения [1, 2, 7, 9].
Анализ структуры парка основного технологического оборудования на шахтах и разрезах России
Результаты анализа показывают, что до сих пор продолжается долголетняя тенденция роста импортозависимости угольной промышленности от закупок, наличия и использования зарубежного горно-шахтного и горнотранспортного оборудования, средняя доля использования которого в целом по отрасли составляет порядка 80%, в том числе на подземных работах около 60% и на открытых работах около 90%.
При этом в период 2019—2021 гг. в условиях пандемии Covid-19 и антироссийских санкций средняя доля наличия импортного оборудования в целом по отрасли несколько снизилась относительно предыдущего года за счет ее снижения, прежде всего на шахтах в связи с низкой инвестиционной активностью угольных компаний в сфере закупок и обновления импортного оборудования. Но в целом динамике этого показателя соответствует и долговременная тенденция роста объемов добычи угля и среднемесячной производительности труда за счет более экономичного, производительного и безопасного открытого способа добычи и применения более производительного и надежного импортного оборудования.
За последние 10 лет удельный вес открытого способа добычи вырос с 70 до 77% при одновременном снижении подземного способа добычи угля за этот период с 30 до 23%. Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля на открытых горных работах выросла за 10 последних лет в 1,6 раза, на подземных горных работах — в 1,5 раза, а в целом по угольной промышленности России — в 1,6 раза.
Естественно, что достичь таких показателей развития отечественной угольной отрасли без закупки и использования высокопроизводительного импортного горно-шахтного и горнотранспортного оборудования известных мировых его производителей было бы невозможно.
В таблице 1 приведены данные по наличию и использованию импортного основного технологического оборудования на шахтах и разрезах России с предлагаемым авторами условным уровнем оценки импортозависимости [7, 8].
Наиболее критичными в части зависимости от поставок импортного горного оборудования можно считать следующие позиции, для которых доля импортного оборудования составляет более 60% от общего количества в наличии для подземных горных работ: механизированные крепи (70,2%), очистные комбайны (92,1%), погрузочные машины (67,6%) и дизелевозы (100%); для открытых горных работ — вся номенклатура оборудования, за исключением одноковшовых экскаваторов (табл. 1).
В условиях глобализации и международного разделения труда, несмотря на международное санкционное давление на российскую экономику, не удастся полностью избежать импортозависимости по многим видам горно-шахтного и горнотранспортного оборудования и комплектующим для их производства. Поэтому поддержание конкурентоспособного состояния угольной отрасли на основе рациональных соотношений используемого импортного и российского технологического оборудования при открытой и подземной добыче угля, а также при переработке угля необходимо осуществлять на базе локализации производства, прежде всего запасных частей и комплектующих к имеющемуся в наличии зарубежному горно-шахтному и горнотранспортному оборудованию, а также путем его полноценной локализации на территории России с привлечением дружественных стран, в частности китайских производителей.
Следует констатировать, что ранее провозглашенный курс на импортозамещение в горном машиностроении не принес тех результатов, которые ожидали увидеть отечественные производители горно-шахтного и горнотранспортного оборудования. Это связано в первую очередь с менталитетом самих потребителей — угольных компаний. С одной стороны, сложилось устойчивое мнение, что российские машиностроители сегодня уже не в состоянии выпускать надежную, качественную и конкурентоспособную продукцию, необходимую для дальнейшего экспортно ориентированного развития угольной промышленности России, и поэтому потребители отдавали приоритет импортному оборудованию известных мировых брэндов.
Существующая политико-экономическая ситуация в условиях санкций практически исключает нормальные условия кредитования для основной массы предприятий угольной отрасли и ограничивает возможности закупки (у недружественных стран) нового импортного горно-шахтного, горнотранспортного и обогатительного оборудования и соответствующих комплектующих к зарубежному оборудованию, эксплуатируемому на российских шахтах и разрезах. В этой связи первоочередной задачей является поддержание работоспособности имеющегося на балансах угольных компаний отечественного и импортного оборудования, средний износ которого на шахтах составляет порядка 54%, а на разрезах — около 52%.
Для снижения импортозависимости угольной отрасли необходимо масштабное создание на принципах кооперации и локализации с зарубежными производителями дружественных стран (Китай, Индия, Белоруссия) совместных производств и сервисных центров на базе интеграции местных производственных, научных и трудовых ресурсов с зарубежными компаниями-инвесторами.
Таблица 1. Оценка уровня импортозависимости от поставок зарубежного горного оборудования по доле в общем его наличии на шахтах и разрезах России (анализ авторов)
Table 1. Assessment of the level of import dependence on the supply of foreign mining equipment by its share in the total availability at mines and mines in Russia (authors’ analysis)
Горное оборудование | Импортное в наличии, % | Импортное в работе, % | Условный уровень импортозависимости |
ШАХТЫ | |||
Механизированные крепи | 70,2 | 78,5 | Критический (>60%) |
Очистные комбайны | 92,1 | 95,0 | Критический (>60%) |
Проходческие комбайны | 44,8 | 41,2 | Умеренный (от 40 до 60%) |
Погрузочные машины | 67,6 | 82,5 | Критический (>60%) |
Скребковые конвейеры | 6,0 | 4,5 | Нет |
Ленточные конвейеры | 7,6 | 7,4 | Нет |
Электровозы | 77,3 | 84,5 | Критический (>60%) |
Дизелевозы | 100,0 | 100,0 | Критический (>60%) |
Вагонетки | 6,2 | 7,6 | Нет |
Толкатели вагонеток | 0 | 0 | Нет |
РАЗРЕЗЫ | |||
Одноковшовые экскаваторы | 58,2 | 60,3 | Умеренный (от 40 до 60%) |
Многоковшовые экскаваторы | 100 | 100 | Критический (>60%) |
Погрузчики | 96,7 | 97,9 | Критический (>60%) |
Буровые станки | 64,3 | 67,9 | Критический (>60%) |
Бульдозеры 25 тс и выше | 87,7 | 88,0 | Критический (>60%) |
Автомобили до 30 т | 90,8 | 88,1 | Критический (>60%) |
Автомобили 31—50 т | 96,9 | 96,5 | Критический (>60%) |
Автомобили 51—110 т | 95,7 | 97,0 | Критический (>60%) |
Автомобили 111—180 т и выше | 100 | 100 | Критический (>60%) |
Источник: составлено авторами.
Оценка возможностей использования СПИК для стимулирования инвестиций и технологических инноваций в процессе импортозамещения зарубежного горного оборудования в условиях антироссийских санкций
Механизм реализации инвестиционных проектов на основе специальных инвестиционных контрактов (СПИК) был введен в правовой оборот Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [10]. В 2019 году вступили в силу нормы Закона о совершенствовании механизма СПИК, что позволило объявить о перезапуске концепции — так называемом СПИК 2.0 [11].
Механизм реализации СПИК представлен в двух вариантах:
- механизм СПИК 1.0 применяется для инвестиционных проектов по созданию либо модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции;
- механизм СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.
По СПИК 1.0 инвестор вправе получить преференции, схожие с теми, что предусмотрены по СПИК 2.0: гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий; налоговые льготы; упрощенное приобретение статуса «Сделано в России»; возможность применения ускоренной амортизации; особые условия аренды публичных земельных участков; отраслевые субсидии и пр.
В таблице 2 приведены принципиальные отличия этих двух механизмов СПИК. СПИК 1.0 был направлен преимущественно на стимулирование капитальных вложений. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 290-ФЗ заключение СПИК 1.0 было прекращено, однако взамен вводился СПИК 2.0.
Этот вид СПИК направлен не столько на поощрение вложений в основные средства, сколько на внедрение современных технологий производства, которые конкурентоспособны на мировом уровне. В связи с этим в рамках СПИК 2.0 пороговая сумма вложений не используется, вместо чего было введено обязательное требование о внедрении технологии производства из перечня, специально утверждаемого Правительством РФ (Распоряжение от 28 ноября 2020 г. № 3143-р).
Заключение СПИК возможно только в том случае, когда технология, внедрение которой планируется в результате реализации СПИК, включена в этот перечень современных технологий, который первоначально насчитывал 630 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору.
Анализ данного перечня выявил, что в части оборудования для добычи твердых полезных ископаемых подземным способом для заключения СПИК предлагаются:
- технология производства бурового оборудования и породоразрушающего инструмента из демпфирующих сплавов и композитных материалов с памятью формы;
- технология выработки на основе схемы проведения спаренных забоев комбайнами фронтального типа (МВ 670, 12СМ15, 12СМ18);
- технология крепления горной выработки анкероустановщиков на гусеничном ходу минимальных габаритов;
- технология скоростной проходки горных выработок и эффективной отработки трудноизвлекаемых запасов пластовых угольных месторождений и алмазосодержащих россыпей подземным способом на основе роботизированных модулей в составе комплексов оборудования для добычи полезных ископаемых подземным способом.
В части развития открытых горных работ по добыче твердых полезных ископаемых в этот перечень включена только одна технология по созданию производства автономной карьерной автотехники для реализации технологии безлюдной добычи полезных ископаемых грузоподъемностью от 75 до 220 тонн.
Кроме того, предлагается ряд технологий для машиностроительного производства, а также по внедрению цифровых технологий, в частности:
- технология сварки несущих конструкций горно-обогатительного оборудования с использованием автоматизированных сварочных комплексов, управляемых контроллерами с программируемой логикой (PLC);
- технология автоматизации и роботизации горнодобывающей, строительной и специальной техники;
- и другие.
Однако с точки зрения стимулирования импортозамещения зарубежного оборудования для подземной и открытой добычи, в частности угля, конкретных технологий по созданию в отечественном машиностроении и внедрению российских аналогов в данном базовом перечне не было предусмотрено. Соответственно, и нет до сих пор заключенных СПИК в сфере импортозамещения горного оборудования.
Согласно данным публичного Реестра заключенных СПИК Минпромторга России, из 68 инвестиционных проектов самое большое количество приходится на автомобильную промышленность (16 проектов), затем следуют химическая промышленность (15 проектов), фармацевтика и медицина (11 проектов), машиностроение (9 проектов), металлургия и материалы (7 проектов), 5 проектов с/х машин, 3 проекта — станкостроение, на авиационную промышленность приходятся только 2 проекта (рис. 1).
СПИК на сегодня заключены практически со всеми крупнейшими компаниями, осуществляющими в стране производство колесных транспортных средств. Новые критерии позволят обеспечить автопроизводителей, производство которых локализовано в России, оборотными средствами в условиях вызовов и угроз российской экономике.
В сфере деятельности Минэнерго России в настоящее время делаются только первые шаги по использованию механизма СПИК. Приказом министерства от 31.03.2022 г. № 278 утверждена специальная форма инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности, а приказом № 757 от 04.08.2022 г. образована рабочая группа по вопросам снижения зависимости угольной промышленности от импорта оборудования, комплектующих, технологий и услуг (работ).
В рамках деятельности этой рабочей группы целесообразно в ближайшее время организовать создание:
- базы (реестра) импортозамещаемой продукции машиностроительными региональными предприятиями, в котором содержится информация о номенклатуре выпускаемой продукции, ее импортном аналоге и каким локальным предприятием она производится;
- банка «дорожных карт» по приоритетным видам горно-машиностроительной продукции, выделенной из перечней импортозамещения, с учетом технических и технологических возможностей российских машиностроительных предприятий;
- технических заданий с указанием ориентировочной годовой потребности по основным видам горно-шахтного и горнотранспортного оборудования, по которым существует критическая зависимость от импорта.
Механизм СПИК как инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство, должен массово реализовываться прежде всего в регионах ресурсного типа, где производится продукция отраслей российского ТЭКа, который продолжает составлять базу экономики страны, но при этом характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов [12][13].
Таблица 2. Принципиальные отличия двух механизмов СПИК
Table 2. The fundamental differences between the two mechanisms of a special investment contract
Критерий | СПИК 2.0 | СПИК 1.0 |
Цель инвестора | Создать либо модернизировать или освоить производство промышленной продукции | Создать серийное производство промышленной продукции на основе современной технологии |
Объем инвестиций | 750 млн руб. (без НДС) | Требования не установлены |
Участники | Инвестор, привлеченное лицо, или: • РФ; • РФ с субъектом РФ и муниципальным образованием | Инвестор, а также совместно: РФ, субъект РФ и муниципальное образование |
Процедура заключения контракта | Заявительный порядок | Конкурсный отбор, с предварительным согласованием места производства продукции |
Региональное законодательство | Требования не установлены | На уровне субъекта РФ должны быть регламентированы меры стимулирования и порядок их применения |
Гарантии стабильности | Для применения стабильности условий хозяйственной деятельности необходимо специальное указание в законе. По общему правилу гарантии не распространяются на региональные запреты и ограничения | Гарантии стабильности в отношении регуляторных требований запретов применяются в силу прямого указания закона |
Предельный объем господдержки | Требования не установлены | Поддержка прекращается, если объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней на меры поддержки превысит 50% от запланированных капитальных вложений в проект |
Срок контракта | До 10 лет | • До 15 лет, если инвестиции не превышают 50 млрд руб. (без НДС) • До 20 лет при объеме инвестиций свыше 50 млрд руб. (без НДС) |
Источник: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/krupneyshie-promyshlennye-proekty-v-ramkakh-spik/ (по данным Минпромторга России).
Источник: по данным ГИСП Минпромторга России.
Рис. 1. Отраслевая структура заключенных СПИК (по состоянию на конец 2022 года)
Fig. 1. Industry structure of concluded special investment contracts (as of the end of 2022)
Основные выводы и рекомендации
Таким образом, за 5 лет своего существования специальные инвестиционные контракты как вид финансового инструмента стимулирования промышленного развития прочно закрепились в отечественной экономической сфере. Говорить о результативности этого финансового инструмента пока рано, поскольку подавляющее большинство СПИК находится в стадии реализации. Вместе с тем высокий уровень спроса на заключение таких контрактов (по информации Минпромторга России) позволяет сделать вывод о его привлекательности со стороны российских деловых кругов, а также о возможности и необходимости использования специальных инвестиционных контрактов при разработке и реализации Программы развития производства отечественного горного оборудования.
В частности, возможными площадками для привлечения инвесторов через механизм СПИК для локализации основного технологического горного оборудования и комплектующих к нему могут явиться:
- находящийся в стадии банкротства Юргинский машиностроительный завод, ЗАО «Узловский машиностроительный завод» и ООО «Копекс-Сибирь» (г. Новокузнецк) — производство механизированных крепей (секций) и очистных комбайнов;
- АО «Копейский машиностроительный завод» — производство проходческих комбайнов и погрузочных машин нового технического уровня;
- ПАО «Уралмашзавод», ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова» (С.-Петербург) — производство одноковшовых гидравлических экскаваторов;
- ОАО «Промтрактор» (г. Чебоксары), АО «Петербургский тракторный завод», ООО «Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК» — производство одноковшовых фронтальных погрузчиков и мощных бульдозеров нового технического уровня;
- ОАО «Рудгормаш» (г. Воронеж), ОАО «Бузулукский завод тяжелого машиностроения» (БЗТМ) г. Бузулук (Оренбургская область), ОАО «Ижорские заводы» (С.-Петербург) — буровые станки;
- ПАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны), ООО МЗ «Тонар» — технологические автомобили грузоподъемностью до 30 тонн.
Решение задач развития современного отечественного горного машиностроения и снижения уровня импортозависимости угольной промышленности от зарубежного оборудования немыслимо без участия в этом процессе всех заинтересованных сторон:
- государства на федеральном и региональном уровнях; машиностроительных предприятий — производителей горного оборудования;
- угольных компаний; учебных заведений, осуществляющих соответствующую подготовку кадров, необходимых для решения проблемы импортозамещения, включая:
- увеличение выпуска инженеров-конструкторов — выпускников специалитета и прикладных форм бакалавриата и магистратуры как по горным машинам, так и по специальностям машиностроения;
- определение и развитие приоритетных направлений вузовского образования для решения задач конструирования, производства и эксплуатации отечественного горно-шахтного, горнотранспортного и обогатительного оборудования и последующего снижения импортозависимости угольной отрасли России;
- включение в программу обучения инженеров-конструкторов дисциплин, освещающих последние достижения науки, техники, технологии, конструкционных материалов, программного обеспечения;
- выявление приоритетных профессиональных компетенций горных инженеров-конструкторов и обеспечение их развития [8].
Анализ возможностей использования механизмов стимулирования импортозамещения при производстве горно-шахтного оборудования позволил установить следующее.
В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно широкий спектр нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение развития промышленности, в том числе и горного машиностроения. Указанные документы определяют основы промышленной политики России, развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, критерии отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации, и др. При этом основной задачей нормативно-правового обеспечения промышленной политики в условиях санкционного давления на российскую экономику является поддержка импортозамещения и экспорто ориентированных предприятий, конкурентоспособных на перспективных рынках присутствия.
В соответствии с действующим законодательством предусмотрен целый ряд финансовых инструментов стимулирующего характера, которые могут быть использованы в процессе импортозамещения горно-шахтного оборудования. К ним относятся: связанные кредиты; лизинг оборудования; субсидирование процентных ставок для производителей оборудования; специальные инвестиционные контракты.
Проведенная оценка возможности использования вышеперечисленных стимулирующих механизмов показала, что в процессе импортозамещения горно-шахтного оборудования наиболее эффективным будет использование СПИК [3, 6]. При этом следует отметить, что современная внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране очень актуализирует проблему по совершенствованию инвестиционного законодательства, в состав которого входит и законодательство о СПИК, являющемся одной из форм государственно-частного партнерства, которое приоритетно должно быть направлено на преодоление технологического разрыва и импортозависимости путем реализации поэтапного импортозамещения и инновационного развития российской угольной промышленности и отечественного горного машиностроения [4].
Список литературы
1. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта. Вестник Института экономики РАН. 2019. № 3. С. 152—167.
2. Исаев А.Г. Реформа механизма специальных инвестиционных контрактов в Российской Федерации: сравнение налоговых льгот до и после. Право и государство: теория и практика. 2021. № 1(193). С. 70—74.
3. Кванина В.В. СПИК как инструмент импортозамещения в Российской Федерации в условиях обновленного санкционного режима. Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2022. Т. 22. № 2. С. 52—59.
4. Панов Ю.П., Грабский А.А., Рожков А.А. Современное состояние и перспективы развития цифровых технологий в угольной промышленности России. Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2023. № 5 (65). C. 8—21. doi: 10.32454/0016-7762-2023-65-5-8-21
5. Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13. 06. 2020 № 1582-р. URL: https://minenergo.gov.ru/node/433
6. Рожков А.А., Гоосен Е.В., Гоосен О.К. Специальный инвестиционный контракт как стратегический инструмент трансформации угольной отрасли. Теория и практика стратегирования : сб. избр. науч. статей и мат-лов VI Междунар. науч.-практ. конф. (19—21 марта 2023 г.). Том XI. Кн. а I. Кузбасский Университариум стратега. Кемерово: КемГУ, 2023. С. 240—251. doi: 10.21603/978-5-8353-3015-7
7. Рожков А.А., Кантович Л.И., Грабский А.А., Грабская Е.П. К вопросу импортозамещения и локализации производства основного технологического оборудования в угольной промышленности России. Горное оборудование и электромеханика. 2018. № 2 (136). С. 50—57.
8. Рожков А.А., Карпенко С.М. Оценка уровня импортозависимости угольной промышленности России и подготовки инженерных кадров для импортозамещения горного оборудования. Горная промышленность. 2020. № 4. С. 24—36.
9. Тихонова А.В. Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения. Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 6. С. 144—153. doi: 10.26794/1999-849X-2019-12-6-144-153
10. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 03. 05. 2024).
11. Федеральный закон от 02. 08. 2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330685/ (дата обращения: 03. 05. 2024).
12. Goosen E.V., Nikitenko S.M., Rada A. O., Nikitina O.I. Esilience of the Russian coal industry in the context of energy transition and decarbonization. Eurasian Mining. 2022. № 2(38). pp. 20—24. doi: 10.17580/em.2022.02.05
13. Nikitenko S.M., Goosen E.V., Fedulova E.A., Rada A.O. Modeling flexible value chains within the framework of clean coal technologies. Eurasian Mining. 2022. № 2(38). pp. 25—29. doi: 10.17580/em.2022.02.06
Об авторах
А. А. ГрабскийРоссия
Александр Адольфович Грабский, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой
кафедра «Горное дело»
117997; 23, Миклухо-Маклая ул.; Москва
тел.: +7 (495) 255-15-10 (доб. 2127)
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
А. А. Рожков
Россия
Анатолий Алексеевич Рожков, профессор, доктор экономических наук, начальник отдела
отдел аналитических исследований и краткосрочного прогнозирования развития угольной промышленности
127083; 12, ул. 8 Марта; Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Рецензия
Для цитирования:
Грабский А.А., Рожков А.А. Механизм стимулирования импортозамещения горного оборудования. Proceedings of Higher Educational Establishments: Geology and Exploration. 2024;66(3):127-136. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2024-66-3-127-136
For citation:
Grabski A.A., Rozhkov A.A. Incentive mechanism for import substitution of mining equipment. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration. 2024;66(3):127-136. (In Russ.) https://doi.org/10.32454/0016-7762-2024-66-3-127-136