ГЕОЛОГИЯ
две эпохи деформации, охватившие всю провинцию, — позднепалеозойская и позднекайнозойская. Позднепалеозойские деформации связаны с коллизией Таримского и Казахстанского палеоконтинентов. Туркестанский океан, разделявший эти блоки, был закрыт в позднем карбоне. Орогенез был поздней стадией этой эпохи деформации и происходил в пермское время. В каледонском Северном Тянь-Шане было четыре или более эпох орогенеза. В среднем ордовике был закрыт Терскейский океан, который в раннем палеозое разделял КокчетауИссыккульский и Сырдарьинский микроконтиненты. Коллизия этих блоков сопровождалась орогенными деформациями и формированием позднеордовикской молассы. Распространение в регионе молассы позднего девона свидетельствует об орогенных процессах и в это время. Затем территория каледонид вместе со всем Тянь-Шанем была охвачена орогенезами в пермское время и в позднем кайнозое. В процессе позднекайнозойской деформации в варисской и каледонской провинциях Тянь-Шаня не возникали новые системы разломов: происходило перемещение по палеозойским разломам подходящего направления. В разных частях Алтай-Саянского региона орогенные дислокации происходили в кембрии, ордовике, силуре, девоне, позднем палеозое и позднем кайнозое. В этом регионе определены позднепалеозойские ассоциации систем разломов, которые были активизированы в новейшую эпоху, и выявлена ассоциация систем разломов, созданная в позднем кайнозое.
Введение. Областью накопления больших мощностей осадочного чехла и эпицентром погружения в течение долгого времени являлись глубокие прогибы бассейнов Арктики. Проблемы геологического строения и тектоники наиболее полно и подробно изложены в публикациях ряда исследователей Восточно-Арктического шельфа.
Цель исследования. На основе анализа геолого-геофизических данных акваторий Арктического шельфа в статье поднимается вопрос геолого-тектонического строения восточно-арктических акваторий мезозой-кайнозойского времени. Знания о структурной эволюции осадочного бассейна важны с практической точки зрения, поскольку в нем располагается большое количество полезных ископаемых, в частности залежи углеводородов.
Материалы и выводы. Представленная работа основана на результатах обобщения геологоразведочных работ с применением современных технологий бассейнового анализа и численного бассейнового моделирования. Для формирования структурно-тектонического каркаса модели осадочных бассейнов Восточной Арктики были использованы структурные построения масштаба 1:5 000 000, выполненные специалистами ВСЕГЕИ в 2014 г. Сформированная модель включает четыре основных осадочных комплекса: доаптский, апт-верхнемеловой, палеогеновый, неоген-четвертичный. Стратегия моделирования акваторий определялась особенностями геологического строения и эволюции осадочных бассейнов, а также качеством доступной геолого-геофизической и геохимической информации. Восточно-арктические акватории включены в единую модель в связи с тем, что изучаемые осадочные бассейны входят в состав одной континентальной окраины и их границы не всегда совпадают с условными границами акваторий.
Результаты. На основе комплекса исходных данных и выполненных по результатам их анализа и синтеза построений и моделирования разработана структурно-тектоническая модель Восточно-Сибирского и Чукотского морей и прилегающих районов, отражающая распределение главных структурных элементов, их пространственные взаимоотношения, а также их региональную иерархическую номенклатуру. Сформированная модель включает четыре основных осадочных комплекса: доаптский, апт-верхнемеловой, палеогеновый, неоген-четвертичный. Структурная модель охватывает акватории моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей и включает пять основных поверхностей: подошву осадочного чехла, предаптское несогласие, подошву кайнозоя, несогласие в нижней части олигоцена и подошву четвертичных отложений, а также современный рельеф дна.
Заключение. В результате применения технологии бассейнового моделирования была создана структурно-тектоническая модель фундамента и осадочного чехла в восточно-арктических акваториях, что послужит основой для планирования поисково-оценочных работ на новых структурах и выбора объектов для лицензирования.
ГЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
МИНЕРАЛОГИЯ, ПЕТРОГРАФИЯ, ЛИТОЛОГИЯ
массивов, созданных в результате жизнедеятельности каркасных организмов. Установлены крупные этапы рифообразования — раннекембрийский, ордовикский, силурийско-девонский, поздневизейско-серпуховский и пермский, верхние границы которых в целом определяются моментами массовых вымираний.
Главными рифостроителями раннего кембрия были археоциаты и эпифитоны. Рифы ордовика создавали губки, строматопороидеи, табуляты и мшанки. Строителями рифов самого длительного силурийско-девонского периода были строматопороидеи, табуляты, ругозы и в меньшей степени мшанки. Для рифов верхнего визе-серпухова каркасообразующими служили мшанки и кораллы. Набор строителей пермских рифов существенно изменился, это были губки, в меньшей степени мшанки при резком снижении доли кораллов.
Показано отсутствие строгого соответствия прекращения рифостроения и моментов вымирания, когда потенциальные рифостроители еще существовали, но вне рифового биоценоза. Аналогично, начало формирования рифов как геологических тел происходит несколько позже, чем появляются соответствующие каркасообразующие организмы. По-видимому, организмам разных групп нужно определенное время для создания дееспособного биоценоза, который образует рифовую экосистему, что и обусловливает формирование рифов. Эта экосистема оказывается устойчивой при относительно постоянных внешних условиях. При изменении последних, что в итоге и приводит к массовым вымираниям, этот биоценоз деградирует раньше, чем исчезают составляющие его организмы, и формирование рифов прекращается раньше вымирания организмов.
Введение. Большинство пустынь мира образовалось в пределах древнеаллювиальных речных, дельтовых и озерных долин, побережий. Материал, переносимый ветром на многие сотни и тысячи километров, примешивается к осадкам разных генетических типов, поэтому распознавание эоловой обстановки затруднено, что также связано со схожестью физической сущности ветрового и водного переноса осадка.
Цель исследования. Авторы, используя инновационные методы исследований, ставили перед собой несколько целей: дать качественную структурную характеристику песков; выявить и охарактеризовать факторы, способствующие образованию и сохранению железистой пленки на зернах; установить генезис перевеваемых отложений, а также связь с материнскими породами.
Материалы и методы. Авторами были отобраны и изучены современные эоловые отложения трех пустынь: Руб-эль-Хали (Объединенные Арабские Эмираты), Нубийская (Египет) и Большой Западный Эрг (Алжир). При исследованиях использовался гранулометрический анализ, позволяющий характеризовать трехмерное тело тремя параметрами (длиной, шириной, толщиной); рентгеноструктурный анализ с регистрацией дифрактограмм на дифрактометре ARL X’tra (Швейцария); также пробы изучались под бинокуляром в отраженном свете и в электронном микроскопе.
Результаты. В результате исследований был получен минеральный состав, построены графики зависимости (гистограммы) распределения размеров зерен кварца как самого распространенного минерала песков по размерам и частотам встречаемости, проанализирована форма и характер поверхности зерен.
Заключение. По результатам исследований были сделаны выводы о причинах матовости зерен, что она может зависеть от наличия кальцитовой пленки на зернах, а не только от микротрещиноватости как наиболее распространенного признака ветрового переноса; о факторах, способствующих формированию и сохранению железистой пленки (пустынный загар); об условиях формирования эоловых песков, установлен генезис перевеваемых отложений.
Введение. Детализация строения осадочных формаций территории Сибирской платформы на основе новых литолого-петрографических исследований керна представляется весьма актуальной как в науке, так и в прикладном направлении для создания геологических моделей с целью проведения поисково-разведочных работ на нефть и газ.
Цель — характеристика и сравнение вещественного состава верхнего венда центральной и южной части Приленско-Непской структурно-фациальной зоны.
Материалы и методы. Изучен керновый материал с территории Преображенской, Верхнеченской, Даниловской, Ярактинской и других площадей. В основу написания статьи легли: результаты послойного литологического описания керна 15 скважин с суммарным выходом керна 560 м в интервале непского и тирского горизонтов; петрографический анализ шлифов — 540 штук, определение гранулометрического состава пород методом лазерного светорассеивания — 220 проб, рентгеноструктурный анализ — 540 проб.
Результаты. Непская свита представлена следующими литотипами: конгломератами, гравелитами, песчаниками, алевролитами и аргиллитами. Разрез южной части структурно-фациальной зоны, в отличие от центральной, характеризуется повышенной глинизацией, что связано с расположением данной зоны в переходных прибрежно-морских обстановках, где происходила разгрузка крупных речных систем, которые выносили песчано-глинистый материал в бассейн. Источником сноса терригенных пород являлись магматические породы кислого состава. Разрез тирского горизонта центральной части снизу вверх представлен переходом от аргиллитов, алевролитов до доломитов. В разрезе южной части: в основании залегают базальные песчаники, вверх по разрезу сменяющиеся глинисто-карбонатными породами.
Заключение. Вещественный состав изучаемых отложений отражает особенности осадконакопления в непское и тирское время. Впервые произведено разделение тирской свиты южной части структурно-фациальной зоны на четыре литологические пачки. Формирования базальных песчаных пород в подошве подсвит связаны с этапами тектонической активности, положительными тектоническими движениями, которые инициировали относительно быстрое выветривание и транспортировку с прилегающих возвышенностей терригенного материала в бассейн осадконакопления.
ГЕОЭКОЛОГИЯ
ISSN 2618-8708 (Online)